Системе – команде, компании, специалисту – часто не хватает не скорости, ей не хватает ясности, чтобы двигаться быстро. Это не очевидно с первого взгляда. Это становится понятно, когда мы начинаем делать прозрачными процессы, по которым движется работа.
Успевать и справляться — это погоня за скоростью. Скорость долгое время меня привлекала, и я вдохновляла на неё своих клиентов. Нестись к результату на всех парусах — это прикольно, но я всегда делала ремарку «желательно без пролитого пота и крови».
Можно бежать, перепрыгивать барьеры и препятствия, справляться с вызовами, проявлять героизм и отвагу, силу. И это не плохо. Такой подход — разовая акция. Хоп и перепрыгнуть. Но барьер в системе остаётся, и все, кто после нас бегут, будут перепрыгивать этот же барьер. Наша скорость случится за счет мощи и навыка прыгать через барьеры.
А можно бежать и не перепрыгивать, а убрать, устранить барьер. Да, замедлиться на время. Но дать следующему за нами потоку двигаться быстрее. Это системное изменение. Оно навсегда.
Или, по крайней мере, до момента, когда ровное место не превратится в барьер. Так бывает, когда система улучшается, а какой-то процесс остается на прежнем уровне.
Это как найти индивидуальный подход к бухгалтеру, чтобы быстрее оплатил счет, или изменить подход к ведению бухгалтерии, чтобы все счета оплачивались быстрее. Что выбрать?
В момент этого выбора, и прочих похожих, возникает интересный фокус — Чего не хватает системе? Кажется, что скорости. Команда выпускает задачи не так быстро, как хотелось бы, цели достигаются не так быстро, как ожидалось, и прочие несовпадения ожидаемой динамики и реальной.
А если заглянуть внутрь системы, то почти сразу видно, что перестало хватать не скорости, а ясности. Не скорости, а ясности. Это капец, какой важный момент. Системе (команде, компании, специалисту) не хватает не скорости, ей не хватает ясности, чтобы двигаться быстро. Это не очевидно с первого взгляда. Это становится понятно, когда мы начинаем делать прозрачными процессы, по которым движется работа.
Когда мы видим, какую работу мы делаем на самом деле, как мы ее делаем, проявляются участки, где не ясно примерно всё — кто должен делать, что делать, для кого, кто дальше, когда, почему именно так и еще куча здесь вопросов. И поток работы встает. Скорость падает. Но она не падает сама по себе, ее самой по себе не существует. Она — параметр свойства «ясность».
Как только видимость на дороге проясняется, мы разгоняемся настолько, на сколько нам хватает смелости
Я применяю практики, которые делают систему ясной, прозрачной, как слеза русалки (как любит говорить моя сестра). Делать процессы ясными прекрасно помогает Канбан-метод, когда дело касается компаний, команд и проектов. Делать ясными персональные процессы, персональную систему, когда дело касается, например, частной практики и фриланса помогает Эталонное расписание, хотя персональную Канбан-систему мы тоже строим.
Когда все понятно, нет смысла останавливаться. Поэтому в системах с ясной работой и процессами растет скорость, и она управляемая, что важно не меньше, чем просто нестись. Потому что бодро и весело можно нестись, в том числе, в закат. А нам нужно в рост, расцвет и развитие. Туда и идём.